Project-manager Александр Белов: “В нашем менталитете есть такое заблуждение: переспрашивать = выглядеть глупым”

15 сентября 2019 Интервью
/
/
/
/

Зачастую “рамки” рабочих задач ограничиваются не только прописанными hard и soft skills, но и требуют способностей принимать правильные решения, адаптируясь к быстро изменяющимся условиям. 

Наш Project Manager (PM) Александр Белов, заменял коллегу из Великобритании на проекте для Rolls-Royce, и команда UK осталась очень довольна его работой.

Мы подготовили интервью с Александром, узнали о его обязанностях на проекте, карьере в PM и поворотных моментах в ней.

— Расскажи о своем пути к PM.

— Я начал искать работу, когда учился на 3-м курсе лингвистического колледжа. В резюме я указал, что занимаюсь переводами на английский и итальянский языки. Меня заметили и предложили работу, которая заключалась в переписке с клиентами на английском. После звонка я еще не знал, что мой потенциальный работодатель — IT-компания. Мне об этом не сказали, да и сам я не стал уточнять, ведь будучи студентом я был рад любой работе. Оказалось, что это был стартап, который занимался мобильной разработкой. Так я присоединился к маленькой команде, которая состояла из директора, PM, трех разработчиков, бизнес-аналитика, специалиста по продажам и маркетолога.

Первое время я искал подходящие для нас проекты на таких сайтах, как Elance, Odesk, Freelancer.com. Потом клиенты начали находить меня. В течение 2 лет я совмещал работу с учебой. Часто заменял коллег, которые были в отпуске, что позволило мне поработать в роли тестировщика, бизнес-аналитика, разработчика, специалиста по продажам, маркетолога и PM.  Самым успешным стал опыт в продажах, маркетинге и управлении проектами. И мне нравились эти сферы, т.к. они связаны с общением.

Благодаря приобретенному опыту я организовал свое маленькое дело. Я искал клиентов, а моя мини-команда создавала различные приложения, в том числе и на белорусский рынок — для Kari kids и Bayer. Так мы работали год.

У нас начали появляться более сложные проекты для зарубежных заказчиков, где  нужны комплексные решения, интеграции и т.д. Когда я столкнулся с такими задачами, понял, что мне очень не хватает опыта в PM и тем более в зарубежных проектах. В моей команде не было специалистов, за которыми можно было бы потянуться. В тот момент я решил, что мой единственный верный путь — пойти в большую компанию, где будет как минимум один более опытный PM.

 — Что тебе нравится в работе больше всего?

— Мне нравится сфера PM, потому что здесь нет монотонной работы: сегодня ты пишешь спецификацию для задачи, завтра — общаешься с людьми, а потом показываешь демо т.д. Эта разноплановость, невозможность заскучать и привлекает меня. Я не чувствую морального истощения, выгорания. На каждом проекте я открываю для себя новые “фишки”.

Возможно, это покажется на первый взгляд странным, но в работе мне всегда приятно заметить, что я чего-то не знаю, что у меня что-то плохо получается. Это открывает путь к развитию, я двигаюсь дальше.Мне не нравится, когда приходится кого-то ругать, отпускать человека и разочаровываться в нем.

Когда сотрудник приходит на проект, он для тебя — чистый лист. Ты накидываешь ему всякие задачи, смотришь, как он с этим справляется. Меня расстраивает, что ты возлагаешь надежды на каких-то людей, но они не оправдываются. Оказывается, кто-то не может работать в таком темпе, схватывать, как ты хотел бы.

Думаю, что если бы я делал проект лично для себя и мне нравился человек, я бы его оставил из-за личных убеждений. Но здесь мы не решаем личные вопросы — это бизнес, и мы не можем позволить себе тратить в три раза больше времени на задачу. Это неэффективно.

 — Расскажи о своих обязанностях на проекте Rolls-Royce.

На проекте Rolls-Royce я выполняю стандартную роль PM. Кроме этого, облегчаю общение нашей команды с британцами, которые используют специфические термины и идиомы. Я прописываю и проговариваю задачи на простом языке. Это не означает, что я лишаю их коммуникации на проекте — ребята присутствуют на звонках, но не ломают голову над тем, что же британцы имели в виду.

— Какие задачи тебе приходилось выполнять, заменяя коллегу из Великобритании?

Надо понимать, что в любой момент времени на проекте может заболеть ключевой игрок. И к этому нужно быть готовым. Я благодарен, что моего опыта хватило, чтобы я без каких-либо последствий смог заменить Дебби (Delivery Manager) на время ее отсутствия. Роль Дебби на проекте — VRP Delivery Manager. Она ведет переговоры с представителями Rolls-Royce и выясняет требования клиента, передает их пожелания мне, Митешу (TL) и другим членам команды, которые занимаются проработкой вариантов решения.

В течение трех недель я заменял Дебби, и все ее задачи добавились к моим. Таким образом, Митеш решал технические вопросы, а мы с Энди (BA) взяли на себя коммуникацию c клиентом. Я погрузился в дискуссии, на которых ее участники предлагали различные решения и мы совместно выбирали лучшее. 

Каждый проект — новый опыт. Что ты скажешь о полученном опыте на проекте Rolls-Royce?

Если говорить о технологиях, то мне интересны проекты, в которых есть визуализация. Это есть на проекте Rolls-Royce, где мы работаем с Community.

Благодаря этому проекту я стал лучше разбираться в настройках и управлении Community Builder. Кроме этого, я углубился в процесс подготовки приложений к публикации на AppExchange, в работу Salesforce Partner Program. Ранее я знал об этом в теории, а сейчас могу рассказать и показать, с чего нужно начать, создавая приложение, из каких фаз состоит процесс, как избежать ошибок.

На этом проекте я углубил свои знания английского. Британцев априори сложнее понимать, чем американцев или европейцев, для которых английский не является родным языком. Полностью погрузившись в общение с ними, ты по контексту понимаешь, что тебе все-таки задают вопрос и нужно дать на него ответ. А британцы же часто любят спрашивать, не задавая прямого вопроса.

Никому не нравятся скучные митинги. Британцы умеют сделать их живыми, постоянно насыщая их идиомами. Это очень весело! Мы с командами собираем фразочки — они веселые и поддерживают рабочий дух. Сложно представить эту атмосферу на митингах с немцами, на которых мы общаемся только по работе, ни вправо, ни влево в сторону от дела. Поэтому благодаря проекту мы знаем, как избежать скуки на митингах: )

— Был ли поворотный момент в твоей карьере, который открыл тебе новые грани, подходы к работе?

— Да, есть один случай. Когда я пришел в VRP Consulting, то понял, что я ого-го как мало знаю, но в целом могу выполнять все, что мне поручат. И вот за месяц до окончания испытательного срока ментор поручил мне задачи на новом проекте, которые я должен выполнить и отчитаться на встрече с клиентом.

В назначенное время я пришел на митинг с клиентом  и Романом Медведевым. Я рассказал о проделанной работе, актуальном статусе разработке и считал свою задачу выполненной. После митинга мне сказали, что я все сделал не так, как было нужно, а еще лил воду. Оказалось, я неправильно понял ментора, не уточнил все требования, не проговорил их еще раз, как полагается хорошему PM. К счастью, благодаря ментору со мной не попрощались, а продлили испытательный срок еще на 3 месяца.

Урок я выучил: все, что тебе говорят, нужно перепроверять и стараться узнавать больше, чем тебе говорят. Тебе сказали “А”, а ты должен убедиться, что это реально “А”.  PM должен не только правильно сформулировать задачу, но и удостовериться, правильно ли ее понял адресат. Это очень важно при работе с новичками. Сейчас я объясняю человеку его задачу, а потом спрашиваю, как он ее понял.

В нашем менталитете есть такое заблуждение: переспрашивать — значит, быть глупым. Для европейцев, американцев это вполне нормально переспросить, если остались вопросы. Порой мы говорим на разных языках, используя одни и те же слова. Поэтому не стесняйтесь уточнять, задавать вопросы — это приведет к нужному результату.

Всем желаю интересных и увлекательных проектов! Желания и возможности все время развиваться!

Автор web-dev_vrp
Поделиться
/
/
/